Курс на прозрачность и цифровизацию

20.04.2021 | 16:33

Пандемия коронавируса увеличила востребованность банковского сопровождения, а курс на цифровизацию упростил обмен информацией между банком и заказчиком, а также существенно расширил рамки применения.
Банковское сопровождение изначально задумывалось государством как инструмент для обеспечения прозрачности и контроля за целевым расходованием средств при исполнении государственных контрактов. Сегодня в России сформировался самостоятельный и быстроразвивающийся рынок предоставления данной услуги, а основной объем сопровождаемых контрактов - до 80% - приходится на проекты частных инвесторов.

Особенно актуальным стало банковское сопровождение контрактов в период пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений. Когда экономика входит в зону турбулентности, возникают повышенные риски неисполнения контрактных обязательств. Происходит мобилизация всех ресурсов, потому что те производственные и финансовые цепочки, которые в спокойное время кажутся абсолютно надежными, могут быть нарушены или разорваны.

Важную роль в развитии сервисов банковского сопровождения контрактов сыграл тренд на цифровизацию. Он удачно совпал с расширением практики применения этой услуги, поскольку банковское сопровождение включает в себя основные составляющие цифровой экономики - это внедрение цифровых платформ для работы бизнеса, использование преимущественно электронных технологий в коммуникациях с клиентами, что приводит к существенному ускорению взаимодействия между предприятиями, органами власти и кредитными учреждениями.

Так, банки начали предлагать своим клиентам новый сервис, связанный с интерактивной отчетностью. Сервис позволяет на ранних этапах выявлять проблемы при исполнении проекта и получать информацию в режиме реального времени. Сервис можно использовать и для управления собственной ликвидностью, если выданные раньше времени избыточные авансы отвлекают средства заказчика.

Развитие сервиса банковского сопровождения контрактов, использование в нем современных технологий, цифровизация взаимодействия с клиентами существенно раздвинули рамки его применения. Сегодня эта услуга востребована не только в строительных проектах. Банковское сопровождение применяется и при поставках материально-технических ресурсов, и в разного рода субсидиях. Все чаще заказчики используют банковское сопровождение в качестве альтернативы банковским гарантиям.

В феврале Газпромбанк заключил соглашение с фондом «Сколково» о банковском сопровождении грантов, выданных на реализацию проектов внедрения российских цифровых технологий. Соглашение рассчитано на период до 2024 года, а общий объем грантов, которые могут быть выделены на эти цели, может достигать 5 млрд руб. «Заключенный договор является одним из первых подобных проектов взаимовыгодного сотрудничества банка и институтов развития, что позволит значительно расширить область применения банковского сопровождения и привлечь новых клиентов для увеличения присутствия банка в проектах, связанных с инновационными решениями и цифровыми технологиями»,— комментировали ранее эксперты.

Таким образом, банковское сопровождение контрактов, когда-то внедренное государством для контроля расходования бюджетных средств, оказалось настолько удачной услугой, что получило не только широкое распространение у бизнеса внутри страны, но даже вышло за ее пределы. А развитие цифровых технологий обещает сделать этот сервис еще более востребованным в самых разных сферах экономики.